- Право на сохранение конфиденциальности источника информации
Профессиональная деятельность журналиста тесно связана с таким понятием как конфиденциальность —
обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой
информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без
согласия её обладателя;
за несоблюдение конфиденциальности информации журналист может быть
привлечён к административной или уголовной ответственности в судебном
порядке.
В различных странах журналисты обладают разным объёмом прав на
распространение информации: например, правительство Великобритании
приняло бо́льшее количество законопроектов о юридической ответственности
за разглашение информации, чем Конгресс США. Есть и страны, которые
известны своими пристрастиями к преследованиям и жёстокому обращению с
журналистами — это Зимбабве и Демократическая Республика Конго (ДРК).
В США никогда не было федерального закона о конфиденциальности
источников. Каждый штат самостоятельно определяет степень свободы
журналиста в работе с информацией. Федеральный суд может обязать
журналиста раскрыть источник информации только в крайнем случае — когда
от этого зависит исход судебного процесса и разрешение вопроса не может
быть достигнуто без разглашения источника информации. Журналисты,
которые отказываются от дачи свидетельских показаний, могут быть
привлечены к административной или уголовной ответственности.
В России существуют правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе:
- Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.
- Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.
- Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите
чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и
юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года
(с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция вправе
запрашивать информацию о деятельности государственных органов и
организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос
может быть как в устной так и в письменной форме). Ст. 39 Закона РФ «О
средствах массовой информации». Согласно статьям 47 и 49 журналист имеет
право:
- Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;
- Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
- Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации,
получать доступ к документам и материалам, за исключением тех
фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально
охраняемую тайну;
- Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить
документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;
- Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и
видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев,
предусмотренных законом;
- Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф,
массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в
которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и
демонстрациях;
- Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои
личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для
распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей
подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;
- Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей
подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться
иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах
массовой информации.
|